Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 5461
Родился: 6 августа 1856 года
село Рябово вятской губернии

Биография А. М. Васнецова

Аполлинарий Михайлович Васнецов являлся младшим братом знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Некоторые склонны полагать, что А. М. Васнецов был менее талантлив, нежели его брат, но такое суждение ошибочно, ибо младший Васнецов обладал весьма самобытным дарованием. Сегодня он известен всему миру как замечательный и незаурядный мастер пейзажей.

Аполлинарий Васнецов появился на свет 6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии. Его семья была многодетной, в ней подрастало шесть детей. Глава семьи Васнецовых являлся сельским священником, это был поистине талантливый и просвещенный человек. Он ценил природу, интересовался естественными науками и астрономией, а также достаточно неплохо рисовал. Кстати, это именно Михаил Васнецов привил своим детям любовь к живописи. В своей «Автобиографии» А. М. Васнецов писал: «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу». Но радостью родительской опеки и покровительства братьям Васнецовым было суждено наслаждаться недолго. В 1866 году умерла их мать, а через четыре года ушел из жизни и отец Михаил Васнецов. Так, в возрасте тринадцати лет Аполлинарий Васнецов оказался круглым сиротой.

Старший брат-художник Виктор Васнецов был на восемь лет старше Аполлинария. На тот момент, когда умер отец Виктор уже был студентом Академии художеств в Петербурге. Кргда он приехал на похороны отца в село Рябово и увидел рисунки своего младшего брата, выполненные с натуры, он понял, что в их семье подрастает еще один художник. Так, Виктор Васнецов решил отправить своего младшего брата Аполлинария на обучение живописи у польского художника Эльвиро Андриолли, который в то время находился в Вятке по причине ссылки за участие в восстании.

Точно так же как и старший брат-художник, в 1872 году Аполлинарий Васнецов заканчивает Вятское духовное училище и затем осуществляет свой переезд в Петербург. Подготовиться к поступлению в Академию художеств ему помогает старший брат Виктор, эта подготовка длилась в течение трех лет. В Петербурге Аполлинарий Васнецов очень много рисует, также он знакомится с такими талантливыми и уже достаточно известными художниками того времени, как И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов и другие. Именно в эти годы он увлеченно занимается живописью, литературой, историей и естествознанием. Отличительной особенностью яркой личности Аполлинария Васнецова являлась неутолимая жажда пополнения своего «багажа знаний».

Было и такое время, что младший Васнецов чуть с головой не погрузился в геологию, в связи с этим он даже хотел оставить на время живопись и поступить в Геологический институт. Но этому решению достаточно сильно противостоял Виктор Васнецов, поэтому поступление Аполлинария в институт не состоялось. Тем не менее, интерес к геологии не покидал его всю оставшуюся жизнь, впоследствии его геологические пристрастия нашли отражение даже в его художественной деятельности.

Картина А.М.Васнецова. Дом-музей село Рябово

В 1875 году Аполлинарий Васнецов возвращается в Вятку для того, чтобы сдать экзамен за курс реального училища. Такой шаг гарантировал ему право поступления в Петербургскую Академию художеств. Неожиданно в Вятке А. М. Васнецов становится членом кружка самообразования, где ему было поручено заниматься хранением нелегальной литературы. Именно в это время его начинают увлекать идеи народничества, и вскоре он оставляет мысль о поступлении в Академию художеств. Гораздо более важной задачей для А. М. Васнецова становится просвещение простого народа. Так, он приходит к решению о сдаче экзамена на звание народного учителя и отправляется в село Быстрица Орловской губернии. Но поскольку Аполлинарий Васнецов был высокообразованным человеком, со временем он начинает осознавать некую оторванность от крестьян, его в корне разочаровывают идеалы народников и он понимает невозможность реализации их позиций. Таким образом, в 1878 году А. М. Васнецов принимает решение о переезде из деревни в Москву, где в то время находился его брат Виктор. С того времени он полностью посвящает себя искусству, которое было близко и понятно народу. В своих живописных произведениях он воспевал родную природу, а также воссоздавал фрагменты из прошлого своей родины.

За период увлечения А. М. Васнецова народническими идеями у него сформировались устойчивые демократические убеждения. Позднее они нашли отражение как в жизненной позиции художника, так и в его творческой деятельности. Аполлинария Васнецова отличает истинная любовь и преданность русскому народу, неиссякаемый интерес к жизни, быту и народному фольклору.

Основные этапы творчества А. М. Васнецова

Оказавшись в Москве, художника начинают вдохновлять исторически значимые архитектурные памятники, в частности, Кремль. Как писал сам А. М. Васнецов: «...любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами».

В Москве младший Васнецов начал активно заниматься живописью, словно стремился наверстать ушедшее время. Тем не менее, в его памяти все еще остается живописная Вятская природа, вспоминая которую он создает картины «Вятский пейзаж», «Пасека» и «Старая дорога». Эти произведения еще мало чем отличаются от его ранних живописных работ, цвет в них глухой, а манера письма несколько монотонная.

По сути, овладению в совершенстве живописным искусством, Аполлинарий Васнецов во многом обязан своему старшему брату Виктору. Это именно он продолжительное время оставался для Аполлинария главным учителем и наставником. Старший брат вдохновлял его на упорную работу, в следствии которой к Аполлинарию Васнецову как художнику вскоре пришел успех и признание в мире искусства. В конце 70-х годов XIX века, находясь в Москве, он создает такие этюды как «Вид на Крымский мост», «Кремль и храм Спасителя со стороны Нескучного сада».

Поскольку средств на проживание в столице Аполлинарию Васнецову явно не хватало, он был вынужден дополнительно выполнять рисунки для московской газеты Гатцука с иллюстрациями, а позднее и для петербургских журналов «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». Одними из наиболее удачных композиций художника стали рисунки для журнала «Всемирная иллюстрация», которые назывались «Русская зима», «Святки» и «Широкая масленица». Красной нитью через его работы проходит самобытная народная идея, которая сообщает об образе жизни народа, о русских традициях и обычаях. Особое место в его творчестве занимает и тема сурового и почти безлюдного северного края, представленная на картинах «На далеком Севере», «Царство снегов», «Северная ночь», «В дальний путь».

Одновременно с занятиями иллюстраторской деятельностью для журналов, Аполлинарий Васнецов создает также и рукописные рассказы. При этом доминирующим повествованием в любом из его рассказов становится подробное описание праздничных традиций и обрядов.

Начиная с 1882 года, А. М, Васнецов каждое лето проводил на даче в селе Ахтырка у своего старшего брата. Это село располагалось неподалеку от известного села Абрамцева, где в то время находилось имение знаменитого русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Имение Саввы Мамонтова прославилось тем, что здесь частенько собирались представители передовой творческой интеллигенции, которые оставили яркий след в истории русской культуры. Нередко здешними гостями были такие известные художники, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. И А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. И. Суриков, М. А. Врубель и другие. Приезжали в имение Саввы Мамонтова и артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова. Именно с Абрамцевым было связано начало театральной деятельности для К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Село Абрамцево отличалось не только весьма живописной природой, но и особой артистической атмосферой, которая благотворно воздействовала на художников того времени и всячески их вдохновляла. Примечательно то, что именно в Абрамцеве В. М. Васнецов написал своих «Богатырей» и «Аленушку», а В. А. Серов «Девочку с персиками».

Знатоки живописи полагают, что картины А. М. Васнецова стали намного ярче и красочнее, благодаря влиянию творчества художника В. Д. Поленова. Увлеченно занимался совершенствованием живописной техники младшего Васнецова и известный в то время художник И. Е. Репин, к которому Аполлинарий Васнецов приезжал в Петербург.

Еще в детстве маленький Васнецов проявлял огромный интерес к звездному небу. Впоследствии он даже стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии. Являясь одновременно ученым и художником, его интересовало такое явление как солнечное затмение, он даже написал картину под названием «Солнечное затмение на реке Вятке», были у него и другие картины на эту тему. Это увлечение художника А. М. Васнецова не могло не сказаться на его живописном стиле, по мнению специалистов, колорит его полотен существенно высветился.

Несмотря на свою повышенную занятость, Аполлинарий Васнецов был активным членом кружка Мамонтова. Он выполнил декорации к спектаклю «Снегурочка», к операм «Иван Сусанин» и «Хованщина». Кроме того, А. М. Васнецов создал эскизы мебели для художественно-столярной мастерской, а также принимал участие в различных музыкальных и литературных вечерах.

Общение художника Аполлинария Васнецова с членами мамонтовского общества не прошло бесследно. Для него это была отличная школа, в которой открылся и далее развивался его талант, общение с талантливыми творческими личностями позволило Васнецову восполнить отсутствие специального художественного образования.

Начиная с 1883 года, А. М. Васнецов принимает участие в знаменитых передвижных художественных выставках. Очень скоро П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзажную картину под названием «Серый денек». Безусловно, для начинающего художника это была огромная победа. Так начинался его путь к совершенствованию своей пейзажной живописи.

В 1888 году А. М. Васнецов стал полноправным членом Товарищества передвижников. Для него это имело очень важное значение, по этому поводу он высказался так: «Влияние передвижников на начинающих художников было огромно и весьма благотворно. Требование рисунка, передача натуры такой, какова она на самом деле, воспитывали здоровое отношение к искусству».

В начале 90-х годов XIX века Аполлинарий Васнецов много путешествовал по России, в частности по русскому Северу и Уралу. За время своих путешествий он создал целую серий пейзажей достаточно большого размаха, среди которых были такие картины, как: «Тайга на Урале. Синяя гора»(1891), «Горное озеро. Урал» (1892), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), а также «Озеров горной Башкирии» (1895) и некоторые другие произведения.

Несколько лет спустя, в 1898 году А. М. Васнецов отправляется в зарубежную поездку, в ходе которой он посещает такие страны, как Франция, Италия и Германия. С удивительной проницательностью и вниманием он знакомится с жизнью и искусством этих стран, а в окрестностях Рима создает целую серию этюдов. Несмотря на море новых положительных впечатлений, по возвращению на родину, Аполлинарий Васнецов остался верен народной тематике и своему неподражаемому творческому стилю.

Триумф таланта художника А. М. Васнецова пришелся на первое десятилетие ХХ века. 30 октября 1900 года Академия художеств официально признала его своим академиком, а три года спустя Аполлинарий Васнецов был избран действительным членом Академии.

В этот же период его живописные полотна начали пользоваться особым спросом и популярностью, около десяти работ А. М. Васнецова была приобретено для коллекции Третьяковской галереи. Его учитель И. Е. Репин с восхищением говорит: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!»

Имея огромный багаж знаний и опыта, А. М. Васнецов начинает плодотворную, преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в пейзажном классе он заменил ушедшего из жизни талантливого художника И. И. Левитана.

На рубеже XIX-XX веков в творчестве художника А. М. Васнецова начинается новая веха, в это время он приступает к созданию грандиозной серии исторических полотен, рисунков и акварелей. Основными сюжетными темами становятся Древняя Русь и старая Москва. Художник увлеченно и добросовестно изучал историю и археологию Москвы, собирал необходимый материал по столичным музеям и библиотекам. Так, в своем небольшом рисунке «Москва XVI века» он необыкновенно поэтично передает атмосферу тесного, заснеженного и деревянного города с невысокими домами и церквями. Наиболее известными произведениями этого периода стали такие работы как «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста», «Московский застенок. Конец XVI века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле», «Всехсвятский Каменный мост».

Примечательно, что большинство поздних работ А. М. Васнецова были выполнены в смешанной технике, которая предполагала рисование углем, итальянским карандашом и акварельными красками. Есть у художника картины, выполненные посредством акварели и туши, а также угля и белил.

Там, где Васнецов писал архитектурные мотивы, он, как правило, изображал и людей. Их образы запечатлены не статично, но всегда в движении, при этом действия людей и их внешний облик кажутся вполне естественными. А. М. Васнецов проявил себя и как тонкий психолог, ведь он был одним из немногих художников, которые настолько точно передали внутреннее состояние каждого человека, его чувства и настроение.

Плодотворная и очень серьезная работа художника Васнецова над историей Москвы, сближает его вскоре с известными историками и археологами. Так, он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе. Являясь одним из самых активных членов данного общества, в 1903 году его утверждают на должность члена-корреспондента, а спустя еще три года А. М. Васнецов становится действительным членом Московского археологического общества.

Безусловно, темы обсуждаемые на заседаниях археологического общества и методика исследований не могли не заинтересовать Васнецова, со временем они помогли ему выработать свой собственный подход к созданию художественного облика древней столицы. Поскольку он работал в Комиссии по охране древних памятников архитектуры, он самостоятельно часто обследовал старые постройки, спускался в подвалы и ползал на чердаки старых домов. Также А. М. Васнецов изучал древние иконы и даже руководил работами по их реставрации.

В 1903 году А. М. Васнецов стал одним из членов Союза русских художников, который образовался преимущественно из художников-передвижников и художников из «Мира искусства». Первые выставки Союза русских художников имели грандиозный успех до тех пор, пока между его членами не возникли идеологические разногласия. По этой причине, в 1910 году некоторые художники добровольно вышли из Союза русских художников.

В 1908 году, с целью упорядочения собственных взглядов на искусство, А. М. Васнецов пишет книгу под названием «Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)». Несмотря на небольшой объем, эта книга Васнецов представляет существенный интерес для всех любителей живописи, науки и философии.

В 1912 году вместе со своей семьей А. М. Васнецов отправляется в поездку на северные озера Италии и в Швейцарию. Особенно сильное впечатление произвела на художника Швейцария, где он создал сразу несколько пейзажей: «В Альпах», «Флоренция», «На озере Комо», «Долина Лаутербруннен», «Юнгфрау» и другие картины.

В этом же году А. М. Васнецов принял участие в конкурсе на проект здания Училища живописи, ваяния и зодчества. При создании проекта фасада здания, он использовал элементы храмового зодчества Владимиро-Суздальской Руси, благодаря чему внешний вид здания был подобен «храму искусства». Сам проект отличается повышенным уровнем сложности, безусловно он требовал от своего создателя наличия знаний архитектурного проектирования.

В 1910 году А. М. Васнецов вместе со своими братьями Виктором и Аркадием приняли активное участие в создании в Вятке художественно-исторического музея. Он сделал многое для пополнения экспозиции живописными полотнами, с этой целью он обращается к известным художникам того времени с просьбой о пожертвовании картин. Несмотря на то, что фонд музея был невелик (37 картин и одна скульптура), он был достаточно качественным. Вятскому художественному музею свои картины подарили такие выдающиеся художники, как А. А. Рылов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, С. Т. Коненков, С. В. Иванов, С. В. Малютин, Н. Н. Хохряков, А. Е. Архипов, С. В. Досекин и, конечно же, В. М. и А. М. Васнецовы. Такова краткая история создания одного из первых художественных музеев в северном регионе России.

Последние тридцать лет своей жизни художник А. М. Васнецов прожил в Москве на Фурманном переулке, 6. Скончался Аполлинарий Михайлович Васнецов в Москве, в 1933 году. В настоящее время в память о нем здесь находится Мемориальный музей-квартира, где представлены его работы по живописи, графике, фотографии и документы, которые свидетельствуют о важных этапах жизни великого русского художника.

Следует отметить, что в Мемориальном музее представлена серия акварелей «Моя родина», на них поэтично изображены места, где прошли детские годы Аполлинария Васнецова. Уже сами названия его рисунков говорят за себя: «Рябово. Начало мая», «Наш дом», «Осень. Рябово. Вид из окна столовой», «Баня зимой» и некоторые другие работы. Содержание его живописных работ и активное участие в культурной жизни провинциальной Вятки, позволяет нам сегодня говорить о А. М. Васнецове, как истинно Вятском художнике с мировым именем.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение