Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 2695
Родился: 1842 год
город Вятка

Биография известного Вятского просветителя Владимира Игнатьевича Фармаковского

Владимир Игнатьевич Фармаковский вошел в историю как известный российский деятель народного образования и педагогической науки. Он родился в городе Вятке, в семье потомственных священников. Его отец Игнатий Федорович окончил духовную академию в Петербурге, служил протоиереем, редактором издания «Вятские епархиальные ведомости», а также он являлся автором множественных трудов по истории религии.

Во второй половине XIX века дом, где жила семья Фармаковских, являлся одним из основных центров, в котором собиралась местная интеллигенция: учителя гимназий и училищ, судьи, журналисты, литераторы, музыканты и другие. Приходили сюда и гимназисты, которые мечтали в будущем поступить в университет. Среди таких гимназистов был и известный революционер и деятель культуры Николай Аполлонович Чарушин.

В доме Фармаковских имелась достаточно крупная по тем временам библиотека, по вечерам собравшиеся обсуждали возможные варианты внедрения культуры и просвещения в Вятской губернии. Кроме того, здесь часто устраивались музыкальные вечера, обсуждались литературные новинки и проводились благотворительные балы и лотереи.

Окончив в 1865 году Санкт-Петербургскую духовную академию, Владимир Фармаковский по приезду в Вятку начал работать в качестве преподавателя русской словесности в Вятской женской гимназии, а также в духовной семинарии, несколько лет подряд он даже избирался мировым судьей.

С 1877 по 1881 годы, получив приглашение от И. Н. Ульянова, В. И. Фармаковский занимал должность инспектора народных училищ в Симбирской губернии. В ходе плодотворного сотрудничества Ульянова и Фармаковского, у них сложились хорошие профессиональные и дружеские отношения, в основе которой лежали нравственные принципы и схожие взгляды на вопросы политической жизни и образования.

После четырех лет работы в Ульяновске, В. И. Фармаковского перевели на новое место службы в Оренбургскую губернию, где он был назначен на должность директора народных училищ. Также, В. И. Фармаковский работал в течение десяти лет в Херсонской губернии, а затем одиннадцать лет своей жизни посвятил образовательной системе Псковской губернии. Таким образом, можно сказать о том, что самые прекрасные годы своей жизни Владимир Фармаковский отдал просвещению народов Поволжья и юга России. В наибольшей степени его интересовали вопросы, касающиеся системы начального образования, всеобщего обучения, единой школы, охраны здоровья учащихся, вопросы школьного питания и дисциплины и, конечно же, подготовка кадров из народных учителей, а также методики обучения грамоте.

Особенно усиленно в 1903 году Владимир Фармаковский разрабатывал проект введения начального образования в России. Реализация данного проекта должна была осуществляться поэтапно в отдельных регионах России, с учетом дифференциации экономических и культурных условий. Давая характеристику современной ему системы образования в России, В. И. Фармаковский акцентировал внимание на разнотипности начальных учебных заведений, а также отсутствие единого стандарта образования.

Следует отметить, что дети Владимира Фармаковского, а их у него было пятеро также достигли значительного успеха в профессиональной деятельности. Но, пожалуй, в большей степени прославился его старший сын Борис. Еще в школе он сдружился с Володей Ульяновым. После окончания школы Борис Фармаковский поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, который успешно окончил. Еще в студенческие годы его стала очень привлекать археология, которая в последствии и определила всю его дальнейшую жизнь.

Так, Борис Фармаковский стал известен в России как крупный исследователь в области классической археологии, а также археологии Северного Причерноморья. Кроме того, он был увлечен историей античного искусства и являлся членом-корреспондентом Академии наук СССР, профессором Ленинградского университета, автором около ста научных публикаций. В течение двух лет, с 1898 по 1900 годы, Б. В. Фармаковский исполнял должность ученого секретаря Русского археологического института в Константинополе, занимался раскопками недалеко от города Патели, расположенного в Македонии. По возвращению из зарубежных исследований, Борис Фармаковский в 1901 году был включен в Императорскую археологическую комиссию и с этого самого времени стал непрерывно заниматься исследованием Ольвии. До сих пор работа, проделанная в Ольвии Б. В. Фармаковским, считается образцовым показателем качественного археологического исследования античного города. Благодаря стараниям Бориса Фармаковского, были определены основная территория города, системы его планировки и обороны, а также установлены особенности устройства построек.

Основные вехи просветительской деятельности В. И. Фармаковского

Владимир Фармаковский стал известен многим как автор популярных брошюр для низовых общественных работников, вышедших в городах Вятка и Симбирск. Он также неоднократно издавал работы методического и педагогического характера, оставив, тем самым, фундаментальный след в различных областях педагогической науки. Но все же наиболее весомый вклад В. И. Фармаковский внес в изучение проблем трудового обучения и воспитания школьников. В ходе размышления над данными проблемами, он пишет работу под названием «Педагогика дела. Теория и практика трудового обучения в школе». Основным содержанием данного труда становится анализ В. И. Фармаковского современных ему идей трудового воспитания и обучения видных российских педагогов.

Владимир Фармаковский выступал с критикой существующей в то время системы образования за преобладание в ней теоретических основ и оторванность от практической деятельности. По мнению В. И. Фармаковского, когда школа остается невнимательной к вопросам практики, у учащихся наблюдается снижение интереса к обычной жизненной практике, в результате чего может сформироваться чувство антипатии к различным формам труда. Несмотря на то, что из стен школы выходили образованные люди, это была не совсем та самая образованность, которую требовала жизнь.

В качестве главного предложения, В. И. Фармаковский выдвинул идею о правильной организации учебной деятельности, которая бы содействовала не только умственному, но и физическому развитию учащихся. С этой целью, он предлагает объединить умственные и физические упражнения, объединить их в особую систему, направленную на реализацию общей цели. Под физическими упражнениями Владимир Фармаковский понимал применение в стенах школы практического труда в виде ремесленных, садово-огородных и кулинарных видов работ, основы шитья и вязания, работу по починке обуви, книг и т. п. В. И. Фармаковский полагал, что введение труда, как школьной дисциплины, способствует формированию у учащихся нравственного, интеллектуального и эстетического развития, а союз теории и практики способствует рождению настоящей творческой личности. Пытаясь внедрить идею создания трудовой школы, Владимир Фармаковский становится создателем ряда специальных пособий для учителей, а также статей в педагогической периодике.

Старания В. И. Фармаковского воплотить свои идеи в реальность принесли свои плоды, ручной труд действительно стал преподаваться в российских школах, но следует отметить то, что сам процесс внедрения его в школьную практику происходил невероятно медленно. Это, прежде всего, объяснялось слабой подготовленностью учителей, а также нехваткой необходимого оборудования. Кроме того, большинство учащихся могли выполнять указанные виды работ в домашних условиях, таким образом, сама идея введения трудового обучения в стенах школы постоянно компрометировалась. В связи с этим, В. И. Фармаковский призывал учителей не зацикливаться на простейших вариантах труда, он выступал против ограниченного понимания сущности трудовой школы. Школу не коей мере не следовало рассматривать в качестве мастерской для ремесленников, поскольку только сочетание физических и умственных сил дает продуктивный ожидаемый результат. Таким образом, школа должна была отводить важное место ручному труду, но при этом не рассматривать его как самоцель, но как средство, которое будет способствовать развитию духовных и физических сил, поддержание интереса к преподавательской деятельности, более легкому усвоению знаний, умений и навыков и, конечно же, выработке таких важных личностных качеств, как самостоятельность, усидчивость, внимательность, склонность к аналитическому мышлению и другим качествам.

Кроме существующих традиционных методов трудового обучения, таких как демонстрация, показ, упражнения и т. п., В. И. Фармаковский предлагал организацию при школах специальных трудовых музеев, совершение экскурсионных выходов на производственные предприятия, проведение выставок ученических работ и праздников труда для учащихся. Иначе говоря, необходимо было сделать так, чтобы трудовой аспект пронизывал все стороны школьной жизни.

Владимир Фармаковский пытался опровергнуть на практике мнения, подобные тому, что усвоение математики дано только тем, кто обладает математическим складом ума. Он считал, что распространенной ошибкой учителей являлось то, что все знания даются детям в готовом виде, таким образом, у них не возникает мотивации добывать эти знания самостоятельно. Для того, чтобы решить данную проблему, он предложил использовать такой педагогический метод, как «робинзонада». В. И. Фармаковский являлся одним из первых российских педагогов, которые обратили внимание на игровой метод в обучении и, чаще всего, математике.

Нельзя сказать о том, что новые для того времени просветительские идеи В. И. Фармаковского были приняты повсеместно и однозначно. Безусловно, у теории В. И. Фармаковского о создании трудовой школы были и свои противники, мнения которых он всегда учитывал и глубоко анализировал. Некоторые из представителей оппозиции, возможно, просто недопонимали сущности трудовой школы, хотя и в чем-то они были правы. Некоторые из них полагали, что введение трудового обучения в стенах школы, низведет ее до уровня обычной мастерской, что трудовой метод в отличии от теоретического значительно тормозит сам процесс обучения, в результате чего может возникнуть реальная нехватка учебного времени. Упоминалось и то, что учительский персонал был не достаточно хорошо подготовлен к реализации трудового метода в образовательном процессе.

Тем не менее, педагогические воззрения и труды В. И. Фармаковского, касающиеся вопросов изменения школьной программы, были достаточно позитивно встречены демократической общественностью. Но практическая реализация просветительских идей Владимира Игнатьевича Фармаковского началась лишь после Октябрьской революции 1917 года, именно тогда в России была впервые создана единая трудовая школа. Скончался великий русский просветитель В. И. Фармаковский в 1922 году, в возрасте восьмидесяти лет, но многие предложенные им идеи живут в стенах российских школ и по сей день...



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение