Вполне вероятно, что оказало воздействие на Вятский вышивальный промысел географическое положение нашей области. Она граничит с Архангельской, Вологодской, Нижегородской областями, где были известны свои самобытные варианты вышивки.
На юго-востоке Вятской губернии в качестве основных вышивальных приемов мастерицы использовали косую стежку, счетную гладь, набор и роспись. В вышивке преобладал геометрический орнамент. В северных регионах Вятской губернии вышивали в основном растительный орнамент, используя технику тамбурных и стебельчатых швов, которые сочетались с гладью. Но все же наиболее распространенной в то время являлась тамбурная вышивка, которая отличалась сложным орнаментом и достаточно сочным колоритом. Знатоки вышивки полагают, что влияние на этот вариант вышивки оказала тамбурная вышивка татар, проживавших в то время в Вятской губернии.
Как и многие другие промыслы, в XIX веке народная вышивка пережила значительные изменения. Орнамент упростился, мастерицы стали выполнять его упрощенным по технике крестом, заимствованным у городских вышивальщиц. Изделиям был присущ эклектизм, их техническое и художественное качество существенно снизилось.
В период Серебряного века, на рубеже веков, техника вышивания снова претерпела изменения. Теперь в моде стали вышивки по типу ришелье, настил по сетке, мережка и гладь. Изделия, выполненные с использованием данных техник, символизировали тепло и уют домашнего очага и пользовались популярностью у большей части населения.
Вятские мастерицы вышивали не только одежду, полотенца, скатерти, дорожки, но и женские головные уборы – кокошники, почепечники, моршени, самшуры. Трудились над созданием одного головного убора сразу несколько мастериц, каждая из которых занималась вышивкой отдельной его части. Затем готовые части собирались, сшивались, и получался красивый головной убор. Обычно продавали вышитые головные уборы на Алексеевской ярмарке в городе Котельниче.
В XX веке на смену трудоемкой и кропотливой ручной вышивке приходит машинная вышивка, которая использовалась преимущественно в производстве льняных изделий. До сих пор, одежда изо льна пользуется спросом ввиду прекрасных качеств этого материала.
Важную роль в развитии вышивального промысла в городе Кирове сыграла хорошо известная многим фабрика им. 8 Марта. В послевоенное время эта фабрика полностью перешла на выпуск художественных изделий, а в 1960 году она стала заниматься исключительно строчевышитыми изделиями. Фабрика им. 8 Марта сотрудничала даже с Советской фабрикой кружев, что весьма благоприятно сказалось на развитии вышивального промысла. Лучшие льняные изделия с вышивкой и кружевом фабрики им. 8 Марта были представлены в 1967 году на Всемирной выставке в Монреале, где получили высокую оценку профессионалов. В результате этой выставки Кировской фабрике им. 8 Марта было открыто окно во многие страны мира, изделия экспортировались в такие страны, как Англия, Франция, Швеция, Бельгия, Япония и др.
Произведенные на фабрике им. 8 Марта изделия – постельные комплекты, скатерти, полотенца, фартуки, дорожки, салфетки, а также детская и женская одежда, регулярно утверждались экспертным советом по народным художественным промыслам. Каждое готовое изделие имело кружевную отделку или вышивку в сочетании с тесьмой. За высокий уровень профессионализма коллектив фабрики неоднократно был награжден дипломами и медалями самых разных выставок. Некоторые коллекции фабрики и сегодня можно увидеть в некоторых музеях города Кирова, в частности, в Кировском областном художественном музее им. А. М. и В. М. Васнецовых, а также в Кировском областном краеведческом музее.
Пережив кризис 90-х годов, фабрика им. 8 Марта и сегодня продолжает радовать покупательниц своими уникальными моделями. Славится эта фабрика выпуском малосерийных и сувенирных вещей. В процессе их создания используются элементы ручной вышивки, выполненной в технике сквозных швов. Кроме того, применяется цветная счетная гладь, стяги, мотивы в технике полукрест-роспись, а также тамбурная вышивка. В процессе тамбурной вышивки может быть использована и вышивка тесьмой, один из старых народных приемов. Возможен также и вариант золотой и серебряной вышивки.
Если вышивка производится машинным способом, то помимо шелка и мулине, могут использоваться шнуры, шерстяная и синтетическая пряжа, золоченые нити, бахрома, выполненная вручную. К тому же, декоративные возможности вышивки могут быть акцентированы благодаря объемным тканям как органза, шифон, бархат, замша или ручные вышивки бисером.
Одним из основных достижений фабрики 8 Марта является то, что на ряду с современной и актуальной XXI-му веку вышивкой, она остается предана самобытным и уникальным Вятским традициям.
8 Марта.
Сегодня немногие знают о том, что когда-то Вятка являлось одним из главных центров искусства вышивки. Древнее женское занятие постепенно переросло в известный промысел. Поскольку в Вятской губернии издавна проживали различные народы (русские, удмурты, марийцы, татары, чуваши), Вятская вышивка отличалась разнообразием технических приемов.
Фотогалерея
1/4
—
Дополнительно
Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.
Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.
- Комментарии
Загрузка комментариев...