Сайт города Кирова

Новости Кирова

Просмотров: 28732

Знаменитая во всем мире дымковская игрушка впервые появилась на свет в слободе Дымково, которая расположена в заречной части города Кирова. В этой местности издавна находились богатые залежи качественной красной глины и песка, которые местные мастера перемешивали и получался прекрасный материал для изготовления дымковской игрушки. Слобода Дымково прославила Вятскую землю на всю Россию удивительно красивым и самобытным народным промыслом. Некоторые историки склоняются к версии о том, что слободу Дымково основали выходцы из Великого Устюга. Такое предположение имеет все основания для существования, ведь в конце XV века по указу царя Ивана Грозного в здешние места были переселены все неугодные царю люди. Среди них были не только простой люд, но и знатные бояре и купцы. Поскольку земли у новых поселенцев не было, они занимались разными ремеслами. Возможно именно те первые гончары и игрушечницы положили начало новому народному промыслу, дошедшему до наших времен.

Сегодня дымковская игрушка является своеобразной визитной карточкой Кировской области, она подчеркивает самобытность местных жителей и раскрывает богатую историю вятского народа. Немногие знают, что знаменитая дымковская игрушка является одним из самых древних вятских промыслов, которому уже более четырёхсот лет! Уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие уникально и неповторимо, оно всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Неповторимой отличительной особенностью дымковской игрушки является ее декорирование натуральным сусальным золотом.

Дымковская игрушка

Особенности лепки дымковской игрушки. 

Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, которая перемешивается с мелким речным песком. Приступая к лепке изделия, мастерица использует такие инструменты как синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь или темпера, клей ПВА, белая водоэмульсионная краска и золотая фольга. Глина считается хорошо подготовленной, если она не пристает к рукам и к рабочему инструменту. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке, но в процессе сушки и обжига такая глина сильно деформируется. Из тощей глины труднее создавать изделия, но зато такая глина обладает высокой огнеупорностью. Лучше всего для лепки использовать глину, которая продается в брикетах. По правилам храниться глина должна во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество. Сначала мастерицы Дымково лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и долепливают целую фигуру, используя при этом жидкую глину в качестве связующего материала. Затем мастерицы сглаживают следы лепки и придают изделию ровную поверхность.

По окончанию просушки и обжига дымковской игрушки, ее покрывали темперными белилами. Следует заметить, что в слободе Дымково следовали мастера во многом ориентировались на достижения фарфоровой пластики. Даже сама побелка глиняных изделий перед росписью являлась своеобразной имитацией фарфора. Безусловно, влияние фарфорового производства положительным образом сказалось на изменении функции дымковской игрушки, которая со временем стало не просто забавой, но, прежде всего, достойным украшением интерьера любого дома.

В прежние времена дымковские игрушки расписывали темперными красками. Как правило, их замешивали на яйце с квасом, а для росписи использовали вместо кистей деревянные палочки и перья. По окончанию росписи игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам яркость, а самой игрушке нарядный блеск. Уже в то время, для росписи дымковской игрушки мастерицы использовали обширную цветовую гамму: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета. Орнамент самой росписи носил в основном геометрический характер и строился по различным композиционным схемам. Так, в росписи дымковской игрушки широко применялись клетки, полоски, круги, точки, которые наносились мастерицами в самых разных сочетаниях.

Благодаря своей несложной пластике, простоте узоров и яркости, дымковская игрушка стала популярна, она нередко используется в детском творчестве, в художественном и скульптурном искусстве и даже в мире моды! Дети просто обожают рисовать и лепить разноцветные фигуры. Обратили внимание на образ дымковской красавицы и современные модельеры, так дымковская игрушка нашла свое отражение в некоторых модных коллекциях, представленных вятскими модельерами. В 2010 году в центре города Кирова была установлена скульптурная группа под названием «Семья». Основными элементами данной композиции являются популярный образ барыни с младенцем, мужичок с гармошкой, ребенок с вятской свистулькой, а также кошки и собаки. Все представленные скульптуры выполнены согласно строгим канонам дымковской игрушки.

На сегодняшний день к празднованию 650-летия города Кирова разработан целый проект росписи жилых домов города в стиле дымковской игрушки. Планируется осуществить эту роспись в районах железнодорожного вокзала, Комсомольской площади и вдоль Октябрьского проспекта. Как полагают авторы проекта, новый дизайн города не только поднимет настроение жителей города Кирова своей яркостью и жизнерадостностью, но и привлечет внимание туристов, бизнесменов и чиновников.

Дымковская игрушка индюк

Дымковские игрушки-свистульки. 

Пожалуй, самой многочисленной группой дымковских игрушек являются игрушки-свистульки. Особой популярностью такие свистульки пользовались в период вятского народного праздника под названием «свистопляска». Тогда свист и трели глиняных свистулек раздавались по всей округе.

Эта игрушка отличается роскошным колоритом, она красочна и богата разнообразными деталями. Изначально свистульки из глины лепили в деревнях для крестьянских детей. В качестве изображений в основном выбирали домашних животных (утка, козел, баран, конь и др.) или героев излюбленных детских сказок, которые в последствии становились еще и оберегами.

Когда игрушечный промысел достиг своего расцвета, игрушки-свистульки стали изготавливаться целыми партиями, как правило, их продавали на праздничных ярмарках. На сегодняшний день в коллекциях различных Кировских музеев представлены изделия разных мастериц прошлого. Для каждой мастерицы характерен индивидуальный почерк изготовления игрушки-свистульки (цветовая гамма, пластические формы, особенности росписи и т.п.).

Существует в Кирове и отдельный музей, посвященный дымковской игрушке: "Дымковская игрушка: история и современность"

Дымковская игрушка - мастер Устинова

Такие свистульки как птички, всадники, одно-, двух-, трехглавые кони, козлы, бараны, военные характеризуют основные черты русского народа — простодушие, неиссякаемый оптимизм, удаль, тенденция к иносказательной и песенной интерпретации действительности. Был и излюбленный многими мастерицами образ всадника на коне, в который каждая мастерица в процессе работы вносила свою лепту в вариацию этого образа. Так, у всадников многократно менялось положение рук, цвет одежды и узоры на ней, а также высота и форма шляпы. Любопытно, что у свистульки «всадник на коне» рисунок глаз как у коня, так и у всадника совершенно одинаковый, что позволяет их воспринимать как единое целое.

Образы людей в игрушках. 

Если внимательно присмотреться к дымковским игрушкам, то не сложно заметить существенное преобладание женских персонажей. Это няни-кормилицы с младенцами на руках, барыни и барышни, модницы, в корсетах и шляпках под зонтиками, водоноски. Но в качестве самых крупных дымковских игрушек чаще всего изображаются няни-кормилицы с детьми. Как правило, это простые статные женщины, в белоснежных блузах, широких длинных юбках, передниках с нарядными лепными оборками, в кокшниках или шляпках на голове, с аккуратно причесанными волосами. Обычно вместе с няней изображены один или двое малышей, одного, который помладше, она держит на одной руке, а второго, постарше, ведет за руку рядом. Со временем, няня стало прообразом для новых персонажей — воспитательниц, учительниц, колхозниц и модниц. Более поздние фигуры внешне были схожи со своими предшественницами, отличались они лишь по особенностям лепки и росписи. Изображались новые женские персонажи на прогулке или за беседой, всегда в нарядной одежде с лепными воланами, в приталенных кофтах с пышными рукавами, с шалями-воротниками, в шляпках разнообразных фасонов с зонтиками и ридикюлями. Явным достоинством дымковской игрушки является ее индивидуальный характер, вятские мастерицы обладают богатой фантазией и придают каждой дымковской игрушке свою неотразимость и изюминку. Для того, чтобы создать впечатление женского торса и движения складок пышной юбки, в Дымковской слободе с будущей игрушкой работали со всех сторон, правильно располагая центр ее тяжести.

Мужские персонажи, как правило, изображались в длинных пальто с цилиндрами на голове, которые в середине XIX века являлись вариантом подлинного костюма горожанина. Придя из столицы в провинцию, такая мода приобретала видоизмененные черты и представляла собой что-то вроде кича, когда в костюме смешивались модные и крестьянские атрибуты. Так, например, «гуляющий кавалер» изображался в сюртуке, вестоне и цилиндре.

Особенно из мужских персонажей дымковской игрушки, имеющих большой размер, выделяется всадник на коне. Эта фигура всегда изображается в профиль, при этом лик коня подчеркивает его длинную шею, высоко вскинутую голову, сильные, но в то же время изящные ноги и шикарный хвост. Дымковская игрушка «всадник с конем» является настоящим воплощением удальства и величавости.

Современная дымковская барышня отличается особой выразительностью, у нее нарядная прическа, роскошный головной убор, оборки на рукавах и на передниках, нарядные перелинки, муфты, зонтики, сумочки и другие атрибуты.

Дымковская игрушка, Фрейман Галина

Символика дымковской игрушки.

Элементы росписи дымковской игрушки просты и незатейливы, это кружки, кольца, полоски, змейки и другие узоры. Особая символика характерна не только для узоров, но и для цветов, которые используются в процессе росписи дымковской игрушки. Так, например, зеленый цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Преобладающим цветом дымковской игрушки выступает белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет, напротив, нечет черты неправды, зла и горя, но, как видно, этот цвет используется мастерицами в росписи в совсем незначительном количестве. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы. Голубой цвет символизирует небесную чистоту.

Расписные узоры в дымковской игрушке также являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы и являются своеобразными оберегами. Дымковская игрушка просто немыслима без солярных (солнечных) знаков, изображенных в виде разнообразных кругов. Точки, расположенные внутри круга или чередующиеся с кругом являются символами плодородия и представлены в виде семян и зародышей. Также знаком плодородия выступает ромб. Небо с облаками символизирует прямая линия и сверху волнообразная. Если небо дождевое с каплями, то между двух прямых линий идет чередование точек с равным интервалом. В росписи дымковской игрушки мастерицы используют и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы и знаки с пожеланием блага.

Читать еще



Текст сообщения*