Сайт города Кирова

Новости Кирова

Актеры
Архитекторы
Вятские певцы и музыканты
Вятские просветители
Писатели
Спортсмены
Ученые
Художники

Просмотров: 2543
Родился: 23 апреля 1822 года
город Пенза

Просветительская деятельность в Вятской губернии Н. И. Ильминского (1822-1891)

Вятский край во все времена оставался одним из самых этнически неоднородных регионов в России. В прежние времена на территории Вятской губернии проживало достаточно много удмуртов или, как еще их тогда называли, «вотяки». Поэтому совершенно очевидно, что Русская православная церковь, которая в то время занимала лидирующие позиции в сфере образования населения, проявляла повышенный интерес именно к этому этносу. Русская церковь оказывала воздействие практический на все сферы духовной и материальной жизни, включая мировоззрение, обычаи и традиции, уклад жизни и даже на темы для чтения.

Во второй половине XIX века возникло миссионерское направление, в основе которого было заложено христианское вероучение. В Вятской губернии это направление было связано с именем видного ученого, профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ильминского.

Этот человек являлся в то время не только крупнейшим ученым в России, но и на редкость эрудированной личностью и полиглотом. Подумать только, он владел 28 иностранными языками! В области педагогики Н. И. Ильменский разработал оригинальную систему обучения, пропагандировал воспитание в соответствии с христианскими принципами и обучал представителей различных этносов посредством родного им языка.

Свой главный педагогический принцип Н. И. Ильминский сформулировал так: «Наше оружие — инородческий язык, богослужения на нем, священники и учителя из инородцев». Но в качестве основополагающей ступени в любой школе он признавал патриотическое воспитание и привитие учащимся чувства любви к родине.

По мнению Ильминского, первоначальной задачей школы должно являться утверждение религиозных и нравственных понятий, и лишь потом должен следовать процесс передачи знаний учащимся. Он выступал за проведение православных богослужений на иностранных языках, являющихся в то же время родными для представителей отдельных этносов. Так, Н. И. Ильминский в одной из своих писал: «Единственным и верным проводником идей в самую глубину сознания, в особенности на первых порах, служит родной язык. Русский язык для инородцев, сколько вы его не учите и какие продолжительные курсы не назначайте для этого, всегда останется для него чем-то внешним».

Для того, чтобы просвещать «инородцев», необходимо было изначально укрепить их в вере. С этой целью Николай Ильминский подыскивал священников, которые имели склонность к образовательной деятельности. Это была задача совсем не из легких, ведь многие из священников в то время отошли от истинной православной веры и вернулись обратно в язычество. Просветителей нужно было найти среди тех, кому была присуща истинная вера в Бога и религиозная смиренность. Инородческое население Н. И. Ильменский называл «залежью, доброй почвой, над которой стоит потрудиться в верной надежде на обильный плод».

Просветитель Николай Ильминский выступил с предложением о начале переводческой и издательской деятельности на родных языках представителей различных этносов. Так, впервые, в городе Казани была создана специальная переводческая комиссия, а позднее, во время Первой мировой войны, благодаря усилиям талантливого педагога П. П. Глезденева, газеты на удмуртском и марийском языках появились и в Вятке.

Основной целью для Н. И. Ильминского стало сближение представителей разных этносов с русскими. Решение данной задачи предположительно должно было проходить в несколько этапов, а именно, крещение инородцев, полемика с ними и их просвещение сначала на родном для них языке (книжном и устном), а затем и на русском языке. При этом учителя и священники должны были иметь соответствующее образование и обязательно быть сторонниками православной церкви. В связи с этим, возникла необходимость открытия как общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведений.

Первой экспериментальной школой, которая занималась по программе Н. И. Ильминского, стала Казанская крещено-татарская школа. Это объяснялось тем, что в то время татарский этнос являлся наиболее крупным по многим показателям, от экономического до религиозного. Данная школа начала свою работу достаточно успешно, сюда приезжали учиться представители других этносов со всей России. Затем Ильминский открыл в Казани «инородческую» учительскую семинарию и стал ее первым директором.

Позднее в селе Старый Карлыган Уржумского уезда талантливый просветитель открыл Центральную удмуртскую школу, предназначенную для подготовки удмуртских учителей и священников. Но, в действительности, эта школа стала обычным общеобразовательным учреждением, поскольку других крупных удмуртских школ в то время не существовало. В последствии эта школа сыграла важную роль в образовании удмуртского населения и приобщения их к христианской культуре. Основными предметами в этой школе стали: Закон Божий, церковное пение, русский язык и славянская грамота, также изучали арифметику, письмо и черчение, но они являлись предметами второстепенной значимости. Большая часть занятий проводилась на удмуртском языке. При школе находилась своя церковь, а богослужения в ней велись на основе качественных переводов К. А. Андреева и Б. Г. Гаврилова.

Характерной чертой личности просветителя Н. И. Ильминского было то, что он не просто создал особую образовательную систему, но и был проникнут особой любовью к представителям других этносов. Долгие годы беспрестанного труда значительно подорвали его здоровье, но просветительская система, которую он создал пустила достаточно крепкие корни. В течение жизни и после ухода из нее, на его систему несколько раз совершались нападки. Ильминского обвиняли в том, что он подменил русское православие инородческим и открыто поощрял русофобские стремления и инородческий сепаратизм.

На самом же деле, Н. И. Ильминский был учителем от Бога, его ученики получили прекрасное образование и в последствии работали учителями, священниками и диаконами в инородческих населенных пунктах по всей стране. Инородцы искренне ценили и любили его, они приходили к Ильминскому со своими бытовыми нуждами и он всегда стремился им помочь своими ходатайствами как в губернии, так и в столице. Один из современников Н. И. Ильминского вспоминал о том, как относились к нему его ученики: «Найди среди его учеников хоть одного, у которого при воспоминании о нем не блестели бы глаза, не накатывались бы радостные слезы. Что их так связывает? Его горячая, беззаветная любовь к ним, к их языку, к их младенческим верованиям. А сколько самоотверженных, энергичных работников на ниве Божией — священников, учителей вышло из школы Н. И. Ильминского!»

Весьма примечательно и то, что об этом замечательном просветителе еще долгие годы вспоминали не только его ученики, но и их дети и внуки, это Н. И. Ильминскому они посвящали свои православные молитвы. Совершенно очевидно, что такую популярность обеспечила Ильминскому его по-христиански терпеливая любовь к простому, неграмотному народу Вятского края и близлежащих к нему территорий.

Талантливый русский просветитель Николай Иванович Ильминский скончался в 1891 году и был похоронен на Арском кладбище в Казани, а могила его сохранилась до нашего времени. До сих пор некоторые инородцы причисляют его к русским святым.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение