Сайт города Кирова

Новости Кирова

Котельнич

Открытые письма, а с 1911 года почтовые карточки с видами уездного города Вятской губернии Котельнича появились в обращении в самом начале ХХ-го столетия. Всего в период с 1904 по 1918 годы насчитывается семь основных изданий, что для провинциального уездного городка, прямо скажем, показатель весьма завидный. Первый выпуск открытых писем с видами Котельнича приходится на 1904 год. Отпечатаны они были, вполне вероятно, в одной из местных типографий на желтоватой второсортной бумаге, без излишнего лоска, характерного для заграничных изданий. На стороне, предназначенной для корреспонденции, отсутствует разделительная вертикальная черта, ведённая почтовым ведомством в 1904 году, а также содержится характерная для того периода аннотация «На этой стороне пишется только адрес». Что до видовых сторон, то если судить по уже выстроенному зданию женской прогимназии с маковкой освящённой в марте 1904 года домовой церкви, то снимки соотносятся всё к тому же году. Ввиду отсутствия каких-либо подписей часть карточек имеет кустарный штамп «г. Котельничъ».

Вслед за вышеописанным изданием выходит небольшая серия открытых писем, изданная местным фотохудожником В. А. Халтуриным. Часть снимков так и подписана: « В. Халтурин. 1906». На отпечатанных в Москве открытках представлен как сам Котельнич, так и его окрестности.

А в следующем 1907 году город оказался увековеченным на выпущенных уже за границей открытых письмах. Известны лишь четыре сюжета, причем выходили они как в чёрно-белом, так и с раскраской в цвете исполнении. Виды следующие: общая панорама города, Московская улица, Загородный сад и новый железнодорожный мост через Вятку. Издатель не указан. Вполне возможно, что изданы эти открытки учреждённым в том же 1907 году московским Товариществом «Контрагент печати», у истоков которого встал сам Иван Сытин, а его компаньонами состояли известные наши издатели и общественные деятели: А. С. Суворин, Д. П. Ефимов, Игнатов и Клюкин. Полное название их фирмы: «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати». Вообще, Товарищество образовалось в 1903 году под несколько иной вывеской, а прежде продажей произведений печати на вокзалах российских городов занимался редактор «Московских Ведомостей» В. А. Грингмут.

В 1909 году на вокзале Котельнича можно было приобрести великое множество разнообразных открыток, о чём объявляла газета «Вятская Речь»:

«Довожу до сведения почтеннейшей публики, что на станции Котельнич Северной железной дороги в киоске книжного шкафа получены книги: официальные указатели, путеводители на летнее расписание поездов и пароходов, большой выбор самых разнообразных художественных и поздравительных открыток, а также есть открытки Айвазовского и Шишкина и виды г.г. Котельнича, Галича, Вологды и Сибирских городов. Газеты и журналы получаются ежедневно с поездом № 4. Газеты, журналы и открытки можно получать в киоске на ст. Котельнич и у разносчика газет. В киоске продаются почтовые марки и открытки. С почтением завед. шкафом В. Грамматикова».

Вскоре в продажу поступает новая серия открытых писем, посвященная Котельничу и изданная Товариществом «Контрагент печати» в Москве, о чём оповещала пассажиров та же «Вятская Речь» в номере от 1 сентября 1909 года:

«Довожу до сведения почтеннейшей публики, что в киоске книжного шка- фа “Товарищество Контрагент печати” на станции Котельнич Северной ж/д имеется большой выбор только что высланных книг: Сборник Земля, Шиповник, Киплинга, Куприна, Золя, Грина, Дюма, Мамин-Сибиряк, Мопассан, Н. Данченко, Твена и др..., франц., немец., англ. сказки для детей и много других журналов и всевозможных газет, нот, художественных открыток, а также есть открытки Айвазовского, Шишкина, Третьяковская галерея, виды новых снимков Котельнича и Сибирских городов. Газеты и журналы получаются ежедневно с поездом № 4. Газе- ты, журналы и открытки можно получать в киоске и у разносчиков газет; в киоске продаются почтовые марки, открытки, почтовая бумага и канцелярские принад- лежности. Агент книжного шкафа “Контрагент печати” В. Грамматикова».

Виды новых снимков Котельнича – это не что иное как замечательная по испол- нению серия из десяти открытых писем с желтоватым фоном, с номерами с 1 по 10-й. В выпуск вошли несколько общих городских пейзажей, три вида трактовой Московской улицы, женская гимназия, два снимка моста через Вятку и железнодорожный вокзал. Все эти прекрасные снимки сделал московский фотограф Товарищества, а отпечатаны карточки за пределами России. Цена каждой открытки 5 копеек. Помимо того, в обращение поступили три оригинальные 7-копеечные открытки под названием «Привет из Котельнича». Спустя примерно год один из участников Товарищества Х. Т. Цветков издаёт из этой серии два красочных вида, дублирующих открытки под № 2 и 8.

В 1910 году московское Товарищество «Контрагент печати» выпускает в свет набор из семи новых открытых писем с видами Котельнича. Печатались они теперь уже в московской фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» и по качеству заметно уступали предыдущим изданиям Товарищества.

Газета «Северное Слово» за 10 октября 1912 года доводила до сведения своих читателей: «На станции “Котельнич” Сев. ж/д в книжном шкафе Контрагентства А. С. Суворина и Ко журналы, газеты, тут же продаются по 35 коп. серии (7 штук) виды г. Котельнича, а также поштучно другие виды г. Котельнича и другие виды».

Как видно, арендатором станционных книжных киосков состоит уже Контрагентство А. С. Суворина и Ко. Полное название нового издательства «Торговый Дом в образе Товарищества на вере под фирмой “Контрагентство А. С. Суворина и Ко”». В 1913 году переиздаётся серия из 7 почтовых карточек, выпущенных прежним арендатором железнодорожных книжных шкафов – московским «Контрагентом печати». В следующем 1914 году серия дополняется 8 новыми собственными сюжетами, после чего все открытки получают номера с 1 по 15. Переиздание полной серии продолжается вплоть до 1918 года, почему открытки издания Контрагентства Суворина с видами Котельнича встречаются гораздо чаще всех прежних выпусков. По сведениям «Всеобщего Русского Календаря на 1909 год» уездный город Вятской губернии Котельнич расположен в 1075 верстах от Санкт-Петербурга, в 969 – от Москвы и в 82 – от губернского города Вятки. По 1-й Всеобщей переписи населения Российской Империи, проведённой 28 января 1897 года, население города составляло 4 236 человек, к 1917 году оно достигло цифры 6 223. Название город приобрёл за расположение в довольно глубокой котловине, и как отмечали современники, со стороны реки Вятки Котельнич по этому признаку имеет неприглядный вид, а вот изнутри смотрится совсем даже прилично. Глубокий овраг, по дну которого журчала речка Балакиревица, делил и делит город на две условные части: западную и восточную. Начиная от обрывистого берега Вятки с востока на запад тянулись пять дольных улиц: 1)Вятская Набережная, 2)Московская или 1-я, 3)Воробьёвская или 2-я, 4)Богомоловская или 3-я, 5)Сиротская (Солдатская) или 4-я, а с севера на юг, отступая от полотна железной дороги, проходили восемь поперечных улиц: Вокзальная, Котельническая, Троицкая, Балакиревская, Шильниковская, Предтеченская, Князевская и Игошинская. Город имел несколько площадей: Нижнюю – близ линии железной дороги, Троицкую – у гостиного двора и собора и Верхнюю – на горе у земской больницы.


Вид на город и реку Вятку с пожарной каланчи


Несколько фотоснимков для открыток сделаны с пожарной каланчи на Воробьёвской улице, которая стала для города поистине стратегическим объектом. Ведь Котельнич пережил слишком много пожаров: в 1686, 1721, 1805, 1892, 1902, 1909, 1926 и даже 1992 году. Сохранились письменные свидетельства о некоторых пожарищах. Так в 1892 году выгорел весь каменный гостиный двор со 130 лавками. Зарево пожара виднелось аж за 70 верст, причём масштаб бедствия оказался таков, что пришлось вызывать на подмогу из Орлова два пожарных экипажа. 25 августа 1902 года выгорел целый квартал. Начался очередной котельничский пожар с дома крестьянина Н. Н. Манина, в нижнем этаже которого помещалась пекарня и кондитерская купца В. И. Лебедева, а вверху – контора нотариуса М. П. Лебедева. Как следствие, оказались поврежденными восемь деревянных лавок купца В. И. Куршакова, нанесён был урон и двухэтажному дому Наследников Коммерции советника И. В. Александрова (в т. ч. пострадали 37 бочек пива, а общий ущерб составил около 20 тысяч рублей). Общий же убыток от пожара определён в 84 540 рублей. В описании бедствия 1909 года сообщалось сле- дующее: «3 июня в 3 часа 40 минут губернатором от котельнического исправ- ника была получена следующая телеграмма: “Город сильно горит, полицейское управление горит и при ветре угрожает опасностью Предтеченской церкви и остальным церквям и частям города. Прошу распоряжения Вашего превосходи- тельства о присылке пожарного обоза, местного не хватает”. В 6 часов утра были готовы к отъезду в Котельнич вятская 3-я пожарная часть, вольная пожарная дружина и рота солдат. К этому же времени от котельнического исправника получена вторая телеграмма: “Пожар прекращается, помощи не надо. Сгорело 11 домов, по- лицейское управление, моя квартира, Комиссаровская школа, казарма городовых с арестантской. Тюрьма спасена. Делопроизводство полиции частью вынесено, архив и вещественные доказательства сгорели. Пожар начался через два дома от полиции, в столярной мастерской”».

В тот же день на пепелище в сопровождении городского головы И. И. Шевелева побывал губернатор П. К. Камышанский. Выяснилось, что пожар начался в столярной мастерской Н. К. Сухих на Московской улице, и что дом врача Серебрякова опасность миновала, а вот дом Бородиных отстоять не удалось, в типографии Шильникова сгорела хорошая машина стоимостью до 2 тысяч рублей, у купца Ситникова уничтожено товара на 5 тысяч рублей и т. д. Как всегда, помогал тушить пламя своей миниатюрной поливальной машинкой купец Косолапов в сопровождении кучера. «Протоиерей Вознесенский служил молебен. Кроме того некоторые благочестивые старушки стояли с иконами на разных улицах, а одна, вместе с иконой, держала 3-годовалые красные пасхальные яйца…». Через неделю стали подводить кое-какие итоги. «Общая сумма убытков от пожара в Котельниче должна быть свыше 150 000 рублей. Быстрота, с какой огонь распространялся благодаря сильному ветру, была страшная, почему имущество из домов вынести не успели, и оно почти всё погибло. Всего сгорело 6 одвориц, на которых стояло 12 жилых построек и около 35 надворных... В Комиссаровской школе, библиотеке и читальне комитета общественной трезвости и в ночлежном доме благотворительного общества сгорело всё имущество». Пожар 1909 года побудил городское общественное управление устроить близ устья речки Балакиревицы пруд некое подобие пожарного водоёма, что придало Котельничу сходство с Казанским «Тинным Булаком».


Вид на центр Котельнича с Иоанно-Предтеченской церкви

Котельнич с давних времён славился своей Алексеевской ярмаркой, учреждённой ещё в царствование Алексея Михайловича (царствовал с 1645 по 1676 годы). Обороты ярмарки достигали в лучшие годы до двух и более миллионов рублей. На торжище съезжались купцы, прочие коммерсанты да и просто сельские обыватели не только из Вятки и края, но и из Московской, Нижегородской, Владимирской, Тульской, Ярославской, Костромской и некоторых других губерний. По случаю открытия ярмарки местное духовенство совершало крестный ход по улицам города, а затем служился торжественный молебен. Церемония открытия сопровождалась барабанным боем. Ещё накануне торга многие дома в Котельниче сдавались под постой для приезжего люда, о чём писалось и в вышедшем в 1865 году «Географическо-статистическом словаре Российской Империи»: «Главный доход жители получают от отдачи в наём своих домов во время Алексеевской ярмарки, продолжающейся с 1 по 23 марта; приезжего народа в это время бывает до 12 тысяч человек». Одновременно в городе открывалось множество временных чайных, трактиров, ставились увеселительные балаганы, карусели, гастролировали цирки, театры и … цыгане. В ярмарку 1897 года предоставлял услуги временный павильон приехавшего из Вятки фотографа В. М. Репина. В начале XX столетия из вятских на Алексеевской ярмарке торговали: Московский магазин Баруха Скорохода и Ко (часы), М. В. Казенин (посуда), И. Е. Дудин (меховой товар), Торговый Дом «Анна Торочкова с Сыновьями» (галантерея), Торговый Дом «Павел Прокопьевич Косолапов с Сыновьями» (железные изделия), «Центральное Депо» Горловской (готовое платье), И. С. Мохов (книги) и другие.

С началом ярмарки Котельнич превращался в большой шумный базар. Основная торговля сосредотачивалась в гостином дворе и примыкающей к нему Соборной площади. На прочих улицах и площадях повсюду ставились всевозможные временные балаганы, шкафчики, столики, лавки, вследствие чего Алексеевская ярмарка занимала до 2/3 части всей территории Котельнича, что и обеспечивало солидный сбор в городскую казну.

С проведением железной дороги, соединившей через Котельнич Вятку с Санкт-Петербургом, обороты Алексеевской ярмарки стали постепенно сокращаться, как многие того и опасались. Но, как говорится, нет худа без добра. Благодаря тому же железнодорожному сообщению, торговые обороты самого Котельнича увеличились до 5 миллионов рублей в год. Народное око тут же подметило: «До железной дороги яйца стоили гривенник, а баба – рубль, а после постройки – баба – гривенник, а яйца – рубль».


Троицкая улица и Свято-Троицкий собор

Проведением железнодорожного пути котельничане многим обязаны своему крупному коммерсанту Якову Александровичу Зубареву, занимавшему должность городского головы с 1903 по 1906 годы. Если б не его своевременные хлопоты, то отстоять бы «чугунке» в 15 верстах от города. А ведь всё могло оказаться совсем иначе. Первая партия инженеров для изыскания направления Петербург-Вятской железной дороги прибыла в Вятку ещё в июле 1898 года. В ноябре 1898 же года известный строитель железных путей Савва Мамонтов, стоявший во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги, командировал в Вятку своих техников для исследования направления пути на Санкт-Петербург. Их выбор остановился на более горном направлении дороги, начиная от 1 020 версты за Галичем: через Котельнич к станции «Полой» Пермской ж/д, в 24 верстах южнее губернского города Вятки. Другая же партия инженеров во главе с генерал-лейтенантом Глуховским настаивала на своём варианте: через уездный город Орлов на город Вятку. Как нетрудно догадаться, жители Вятки ратовали за орловское направление.

В июле 1901 года в Вятку прибывает командированный правительством начальник по изысканию участка пути от Вологды до Вятки действительный статский совеник, инженер путей сообщения генерал Докс с помощниками-инженерами: А. П. Сафоновым, А. Ф. Газе, Г. Х. бароном Майделем и М. Н. Алексеевым (последние четверо остановились в «Европейской» гостинице). Между тем на средства жителей Вятки Министерство Путей и Сообщения приступило к проведению изыскания пути в орловском направлении. Котельничане же, приветствуя деятельность генерала Докса, поговаривали о грядущих последствиях: «С проведением новой железной дороги Котельнич потеряет доход от помещений, сдаваемых в аренду на время бывающей по воле в Бозе почившего царя Алексея Михайловича, ежегодно в городе трёхнедельной Алексеевской ярмарки с оборотом более 2 миллионов рублей». А доход этот составлял почти третью часть общего городского бюджета! До последнего сохранялась интрига: пойдёт линия через Котельнич или же через Орлов. .........................................................................................

................................................................. Из почтового ящика

О чём писали на открытых письмах и почтовых карточках с видами Котельнича (содержание некоторых заинтересовавших сообщений).

1. «Мост через реку Вятку» (цветная) Без издателя. Письмо из Котельнича. Господину Александру Павловичу Чижову. Почтовый ящик № 21. Гор. Кострома. 2. VI 1909 г. «Шлю привет дорогим моим! Письмо Ваше получил. Время стараюсь проводить разнообразней: часто бываю в саду; в прошедшее воскресенье ездили за реку, но без удовольствия, т. к. тучи мошек преследовали и на воде, и за рекой в лесу, обратно приехали с распухшими лицами. На открытке, в право от моста центр города, а немного влево за столбами наше управление за горой. Постепенно буду присылать виды. Алёше тоже отвечаю открыт. на давно присланное им письмо. В. Сергеев».

2. «Общий вид города и р. Вятки». Издание Х. Т. Цветкова. Письмо в Санкт-Петербург. Подольская ул., 36, кв. 3, Марие Прокофьевне Юди- ной. Штемпель почтового вагона «Вятка. 280. С. Петербург. 24.4.11.» «Только что проснулся. Первый день прошёл как-то невероятно долго. Думая, что осталось ещё 10 суток, руки опускались. Теперь настроение как-то лучше. Пыль ужасная. В нос, уши, рот лезет. Вятка разлилась верст на 5. Едем как будто по воде. По обеим сторонам, насколько глаз хватает – вода. Целую. Как провела ночь?» (написано в вагоне на ходу поезда).

3. «№ 1 Московская ул.». Издание Контрагентства А. С. Суворина и КО. 1917 г. «Станция Просница Перм ж/д. Училище. Н. Н. Баруткиной. Привет со станции Котельнич. Едем с песнями, чего и Вам желаем. Таня».

4.







Просмотров: 3653